podcast

Математика или литература: нужно ли выбирать?

11.12.2020
Listen to the episode on your favorite platforms:
  • Apple Podcasts
  • Yandex Music
  • Youtube
  • Звук
  • Castbox
  • Pocket Casts
  • PlayerFM
  • SoundStream
  • Overcast
  • Castro
  • RadioPublic

Фразы «Я гуманитарий, не умею считать» или «Да зачем тебе литература, ты же на физмат идёшь?» уже укоренились в нашей школе и в обществе. Детей делят на физиков и лириков чуть ли не в начальных классах, отбивая тем самым желание изучать другие предметы. В новом выпуске «Голоса из ванной» мы обсудили эту несправедливость с Сергеем Мустафиным, преподавателем робототехники, и Анной Огарко, его бывшей ученицей, а сейчас — директором собственной школы. 

Мы снова записываем подкаст через зум, как и в первом сезоне. Сегодня говорим про разделение детей на технарей и гуманитариев.

У нас в гостях Сергей Мустафин, преподаватель робототехники, готовит сборные России и Москвы для Всемирной олимпиады роботов (WRO), и Анна Огарко, директор собственной школы робототехники. Поступила в МГТУ им. Баумана по результатам олимпиады с проектом, созданным на решениях LEGO Education.

Сергей считает, что сознательного выбора в первом классе не может быть: «Как ребёнок может понять, что ему нравится, не изучив предмет?»

«Ранняя профориентация — это больше история про родителей».

Когда Надя училась в школе, у них было два класса: гуманитарный и математический. В математическом было 17 мальчиков и 3 девочки, а в гуманитарном — 16 девочек и 4 мальчика.

Аня не представляет, как в школе можно выбрать направление. На ЕГЭ она сдавала и обществознание, и физику, потому что, даже оканчивая 11-й класс, у нее было два варианта, куда идти поступать. 

«Установки очень мешают в выборе».

Сергей рекомендует заниматься профориентацией как можно позже. И, конечно, слушать ребёнка. 

Кто приходит в школы робототехники — дети или родители? И зачем?

Сергей: «Почему мы считаем, что математика сложнее, чем литература?»

Когда Аня выбирала, куда идти после школы, она столкнулась с вопросом: а кем можно быть и какие профессии вообще есть? Ведь много специальностей просто скрыто. Аня узнала о них с помощью робототехники. 

«Попросить на международных соревнованиях у соседей провод на иностранном языке — это целое событие для ребёнка».

В команде есть гласное и негласное распределение ролей. Чтобы сделать и выпустить какое-то изделие, нужна целая команда. 

Сергей говорит, что робототехникой часто называют все занятия от конструирования до программирования. Это модно, поэтому так называют многие кружки. 

Во всём мире популярен STEAM-подход. Когда проект сочетает науку и вы узнаете всё из разных предметов, реализуете его и посредством реализации учитесь. Это естественная мотивация. 

«В школе мы привыкаем, что правильный ответ единственный и в конце учебника. А когда дети занимаются на решениях LEGO Education, они понимают, что правильного ответа не существует. Все конструкции команды правильные».

Сергей рассказывает, что многие, слыша слово «робототехника», думают, что будут создавать что-то фантастическое, как в фильмах. 

«Многие начинают интересоваться предметом благодаря учителю. Роль педагога в этом огромная».

В команде много ролей. И если что-то не получилось в одной из них, то можно попробовать другую. Например, в FIRST LEGO League в команде много участников. И некоторые не притрагиваются к роботам, а занимаются организацией времени или оформлением команды. 

Аня, занимаясь робототехникой и проектной деятельностью, научилась организовывать процессы.

Большое спасибо сервису аудиокниг Storytel за помощь в записи наших выпусков. Сейчас у ребят бесплатный 14-дневный доступ, чтобы начать слушать аудиокниги, подкасты, лекции и сериалы.