В докладе предпринимается попытка анализа развития начального духовного образования в Российской империи в 1814-1867 гг. Нижней хронологической границей для исследования является проведение реформы духовного образования 1808-1814 гг., по результатам которой сформировалась четырехуровневая система духовных учебных заведений Православной Российской Церкви. Верхней хронологической границей является принятие устава 1867 г., то есть очередной этап реформирования системы духовного образования в целом и начального духовного образования в частности.
Следует отметить, что в результате реформы 1808-1814 гг. сформировались два нижних уровня системы подготовки будущих церковно- и священнослужителей – приходские и уездные духовные училища, которые в отечественной исторической и богословской науке незаслуженно обходятся вниманием исследователей, преимущественно сосредотачивающих фокус на среднем и высшем духовном образовании. По уставу 1814 г. уездные и приходские духовные училища сформировались как сугубо сословный институт для предоставления начального образования детям духовного сословия. В результате дальнейшего реформирования постепенно и незначительно их сословность будет размываться, но до реформы 1867 г. сословный характер духовных училищ будет оставаться превалирующим. Основными темами, на которых сосредотачивается внимание в докладе, являются формирование нормативно-правовой базы функционирования уездных духовных училищ, складывание системы учебников и учебных пособий, формирование библиотечных фондов духовных училищ, а также общая характеристика преподавательской корпорации духовных школ. Доклад основан на архивных материалах из фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива города Москвы, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Государственного архива Вологодской области, Национального архива республики Коми и ряда малых региональных музейных и архивных собраний. По происхождению архивных материалов представлены первичные материалы, отложившиеся в результате деятельности духовных училищ, материалы семинарских правлений, которые осуществляли общее руководство духовными училищами в рамках епархии, материалы академического правления Московского духовно-учебного округа, а также материалы Святейшего Правительствующего Синода. В целом источниковая база представляет значительный объём делопроизводственных и отчётных документов, а также нормативно-правовых актов за весь рассматриваемый период.