podcast

Тонкости оперного искусства

10.12.2025
Listen to the episode on your favorite platforms:
  • Apple Podcasts
  • Yandex Music
  • Castbox
  • Pocket Casts
  • ВКонтакте
  • SoundStream
  • Overcast
  • Castro
  • RadioPublic
Искрометная беседа с Георгием Ковалевским о самом популярном музыкальном жанре, из которой мы узнали про зарождение оперы и ее протоформы, познакомились не очень широко известными именами композиторов и либреттистов, выяснили многое про первых заказчиков и «потребителей» оперных спектаклей. Обсудили ситуацию с распространением и развитием оперного жанра в Европе и в России – от XVI века до наших дней. Порадовались обширному репертуару Мариинского театра, а также узнали о главных региональных музыкальных центрах нашей необъятной родины. В завершении разговора мы сравнили свои музыкальные вкусы со вкусами профессионального историка музыки и были немного удивлены.

Тайм-коды:

генезис оперы: флорентийская камерата и светские мистерии; миф об Орфее;

связь с литургией, опера как светский обряд; открытие мажора и минора и связь с эмоциональным воздействием музыки;

опера и текст: первые либреттисты, сборники либретто; заказчики первых спектаклей, зарождение оперной индустрии;

структура оперного спектакля; Клаудио Монтеверди и его формулы эмоциональных состояний; типология жанра; унификация оркестра;

города и страны-«трендсеттеры»: Италия (Неаполь, Венеция) и Франция; основные вехи развития оперного жанра в XVI-XIX вв.; оперная реформа Глюка; опера как «искусство сильных страстей» у Верди;

итальянцы-«гастарбайтеры» в России; … и немного о балете; театры (оперный, балетный, драматический) и театральные системы (репертуарный, stagione);

региональные оперные театры и ключевые центры в РФ; драматический режиссер в оперном театре, режиссер-демиург в опере – «за» и «против».

Упомянутые произведения оперного искусства:
Клаудио Монтеверди «Орфей», «Возвращение Улисса», «Коронация Поппеи»;
Стефано Ланди «Святой Алексий»;
Антонио Чести «Золотое яблоко»;
Кристоф Виллебальд Глюк «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде»;
Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан», «Так поступают все», «Идоменей»;
Джузеппе Верди «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Сила судьбы», «Отелло», «Фальстаф», «Дон Карлос»;
Жорж Бизе «Кармен»;
Рихард Вагнер «Парсифаль», «Кольцо Нибелунгов»;
Модест Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина».